top of page

Память тела


Перевод Главы из книги Linda Heartley "Wisdom of The Body Moving"

В работе на таком глубоком уровне тела мы обращаемся к источнику движения и возвращаем осознанность к формированию паттернов на фундаментальном клеточном уровне. Эмоциональные воспоминания, чувства и ассоциации в процессе перепрохождения паттернов эволюционного развития можно привести к осознанности и балансу. Воспоминания о прошлом опыте хранятся внутри тканей и жидкостей тела; нередко они теряются в сознании, которое, будучи неспособным интегрировать, цепенеет при их проявлении, блокируя поток энергии и движения в конкретной области. Подобный застой в основном проявляется в мягких тканях и жидкостях тела. Пробуждение осознанности и движения может заставить воспоминания и чувства всплыть на поверхность.

В матке и в период младенчества сознание и тело, психея и сома (от греч. soma - тело - все клетки живого организма прим.пер) еще не разделены и воспринимаются как единое целое. До тех пор, пока границы эго и тела не сформированы, внешний и внутренний мир также воспринимаются как неразделимые. Если мы коснемся паттерна блокировки или разделения, которые укоренены в опыте раннего периода жизни, высвобождение потока энергии может привести к проявлению соответствующей эмоциональной энергии. Такие события были прожиты через довербальное сознание эмбриона или младенца до того, как он овладел словами или концепциями, с помощью которых можно было бы различить этот опыт. Поэтому, определенное событие может не вызвать стимуляцию прямой мысленной ассоциации. Вместо этого, опыт может быть пройден через телесные ощущения, чувства и образы.

На такую работу может проявиться реакция как правила деликатная - могут включать углубление дыхания, общее ощущение расслабления или расширения, или перемены в восприятии и внимании. Иногда могут возникать менее комфортные телесные ощущения, такие как боль, тошнота или глубокая усталость. Такие реакции являются естественными для данного процесса; они отвечают на пробуждение ощущений в тех частях тела, которые были парализованы, или на боль и фрустрацию, связанную с блокировкой. Расслабление высвобождает эмоциональное содержимое, которое было удержано, и дискомфорт является знаком того, что начался процесс исцеления. Движение к исцелению старых ран невозможно, если мы не осознаем и при этом удерживаем боль и страх, а также остаемся отделенными от этих частей тела.

Однако, в процессе сессии мы никогда не должны толкать человека за пределы желания двигаться дальше и его собственной возможности вмещать и усваивать чувства. Тело-сознание в своей мудрости знает, сколько перемен готово принять. Мы можем научиться различать, является ли эмоциональная реакция признаком истинной необходимости сопротивляться движению вперед или выражением страха, боли и фрустрации, которые обычно свойственны процессу обучения и трансформации. В последнем случае, качество ответа заметно отличается и мы чувствуем готовность человека быть в сотрудничестве с нами и готовность принять вызов. Также в таких случаях всегда полезно получить вербальное согласие; это помогает прояснить не высказанное, усилить доверие и поддержать человека в его намерении выбирать направление самостоятельно. С младенцами или детьми мы должны, и можем с гораздо большей легкостью, полагаться на свои ощущения чтобы разделять, когда «нет», означает «да», а когда это действительно значит «нет».

В работе со взрослыми может возникнуть необходимость помочь интегрировать материал с сильным эмоциональным наполнением через вербальную проработку и/или какую-то форму креативного проявления, например рисование, танец, сочинение или пение. Включение этих процессов в сессию всегда позволяет достичь лучшего понимания и само-осознания, а также поможет студенту более глубоко интегрировать и «сделать своим" то, что произошло. Диалог особенно полезен, если возникают ассоциации с опытом из более поздних периодов жизни, когда ментальные и вербальные возможности уже развиты. Но мы должны также помнить, что довербальный опыт порождает базовые паттерны и отношения, которые используются во взрослой жизни. Более поздний опыт имеет тенденцию отражать те ранние события, которые ищут разрешения и завершения. Степень эмоциональной реакции и необходимость в осознанной вербальной проработке во многом зависят от уникального способа организации и проживания отношений между телом, разумом и чувствами, который присущ каждому индивидууму.

В целом, эмоциональный аспект процесса приветствуется, так как мы не просто высвобождаем старые паттерны, но и одновременно представляем новые, более полезные и подвижные. В этой работе мы выходим на более глубокие источники внутренней силы, поддержки корпуса и интеграции, постепенно все глубже вовлекая студента или клиента в процесс формирования новых паттернов движения. Эти новые паттерны могут поначалу казаться странными: появляются незнакомые ощущения в теле и, в результате, реорганизуется мозг. Но как только эти ощущения становятся привычными и интегрируются в ежедневные движения, проявляются новые качества силы, открытости, координации и грациозности. Само по себе проявление через движение или другую креативную деятельность является средством сбора и переработки эмоционального содержания.

Мы подавляем не только болезненные и неприятные чувства и ощущения, но и радость, гармонию, силу, энергичность и любовь присущие нашей природе. Вероятно, все эти качества были отвергнуты хотя бы раз в жизни каждого из нас. Они начнут проявляться снова из глубины тканей наших физических тел, как только мы начнем все больше и больше открываться своей целостности.


bottom of page